бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области

"СОКОЛЬСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКЙ ТЕХНИКУМ"

Ведущие работодатели

Версия для слабовидящих

ВВЕДЕНИЕ

Качество образования - ключевое понятие современного процесса обучения. Сегодня понятие качества лежит в основе оценки педагогических технологий, образовательных программ, деятельности учебных заведений, подготовки выпускников. В связи с реализацией ФГОС СПО, в VIII разделе «Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)» которого указано о необходимости создания фондов оценочных средств, позволяющих оценить знания, умения и освоенные обучающимися компетенции, перед образовательной организацией особо остро встал вопрос о разработке конкретных форм и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине, профессиональному модулю.

В чем же сложность оформления комплекта контрольно-оценочных средств по дисциплине, профессиональному модулю?

В первую очередь, в отсутствии необходимой нормативной базы.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 Известно, что структура оценочной деятельности включает определение предмета оценивания, формулирование цели оценивания, разработку критериев оценки, подбор средств оценки, выбор технологии оценивания.

Оценочные средства представляют собой специально разработанные методические и контрольно-измерительные материалы, позволяющие объективно и корректно определять соответствие результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности студентов, а также освоенных ими компетенций требованиям, установленным нормативными документами, образовательными и профессиональными стандартами. Таким образом, мы переходим к понятию «фонда оценочных средств», главная цель которого - установление соответствия уровня подготовки студента на данном этапе обучения требованиям ФГОС.

Основные задачи ФОС - контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, достижением целей реализации ОПОП, обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности выпускников.

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине может состоять из двух частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов, а по профессиональному модулю из четырех частей: средства для текущей аттестации студентов, средства для промежуточной аттестации студентов по междисциплинарным циклам (МДК), средства для аттестации по учебной и/или производственной практики средства для проведения комплексного (квалификационного) экзамена по модулю.

Важный момент, о котором следует помнить, создавая оценочные средства, заключается в том, что они должны стать своеобразным и естественным продолжением используемых преподавателем технологий и методик обучения. Это позволяет студенту более четко осознавать свои достижения и недостатки, корректировать собственную активность, а педагогу направлять деятельность студента в русло, необходимое с позиции формирующихся компетенций. Так, если преподаватель работает на основе технологии развития критического мышления, то для оценки умения анализировать и сопоставлять различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств целесообразно будет использовать такие методы, как составление концептуальных таблиц, решение ситуационных и проблемных задач, перекрестную дискуссию, синквейн и т.д.

В зависимости от уровня и особенностей образовательной программы, целей оценки, оценочные средства могут конструироваться на разных уровнях сложности и неопределенности. Они могут иметь однозначное решение (например, решение математических задач, знание исторических дат и событий). Оценочные средства могут предполагать многозначные ответы, как при решении проблемных ситуаций или кейсов. Возможны оценочные средства, не имеющие на сегодня признанных решений. Правда, они используются довольно редко.

Мы будем задавать лишь общие критерии оценки ответа: обоснованность, оригинальность и т.п. Так, тесты обычно имеют высокую степень нормирования.

Нельзя забывать о том, что помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга, оппонирование студентами проектов, дипломных, исследовательских работ, экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей. По итогам оценивания следует проводить анализ учебно-профессиональных достижений обучающихся, отмечая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути дальнейшего развития.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ФОС

В работе по созданию фонда оценочных средств можно выделить ряд взаимосвязанных и последовательных этапов. Надо отметить, что на каждом этапе должна осуществляться коллективная проектно-аналитическая деятельность педагогического коллектива, координируемая методической службой учебного заведения.

1 этап. Устанавливается полный состав требований к первокурснику, студенту на разных этапах обучения и выпускнику. Требования, содержащиеся в ФГОС, дополняются требованиями, вытекающими из заявленных целей, академических свобод учебного заведения, а также имеющихся профессиональных стандартов.

2 этап. Создается паспорт компетенций, т.е. перечень и структура формируемых компетенций по уровням и этапам обучения, начиная со студентов первого курса и до выпускников.

3 этап. Разрабатывается полный состав требований к системе оценки компетенций студентов на каждой стадии контроля.

4 этап. Разрабатываются модели компетенций для каждого этапа обучения с учетом дополнительных компетенций, обусловленных особенностями специальности или направления подготовки.

5 этап. Выделяются МДК профессиональных модулей, участвующих в

формировании конкретных компетенций или разделов ряда дисциплин.

 

6 этап. Формируется структура и содержание оценочных средств для каждого этапа обучения студентов. Для каждой дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля формулируется задания, по результатам выполнения которых можно судить о степени освоения студентом учебного материала и достижения им определенного уровня сформированности компетенции.

7 этап. Создается спецификация проверяемых компетенций и соответствующих им заданий, ориентированных на каждый этап контроля. Определяется число заданий и время, необходимое для ответов. Устанавливается процедура контрольно-оценочного процесса. Обеспечивается высокая значимость каждого задания.

8 этап. Для оценки каждой из заявленных к оцениванию компетенций разрабатываются задания, по результатам выполнения которых можно судить об уровне ее сформированности, а также степени освоения учебного материала дисциплины, междисциплинарного курса и модуля. Можно предлагать задания, одновременно охватывающие материал нескольких дисциплин или МДК, модулей.

9 этап. Разрабатываются параллельные наборы оценочных материалов, равнозначных по содержанию, сложности и сумме входящих в низ заданий. Для обеспечения и информационной защищенности процедур оценивания рекомендуется иметь не менее пяти наборов заданий.

10 этап. Структура и содержание оценочных средств сопоставляются с требованиями к структуре и уровням компетенций на данной стадии обучения студентов.

11 этап. Подготавливаются «ключи» - набор правильных ответов на каждое задание по вариантам.

12 этап. Устанавливаются критерии и шкала оценивания, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня умений, знаний и сформированности компетенций студентов требованиям ФГОС, ОПОП, профессиональным стандартам.

13 этап. Обеспечивается тиражирование необходимого количества вариантов оценочных средств.

14 этап. Разрабатываются инструкции по выполнению контрольно-оценочного процесса для оценщиков, к которым можно отнести работников учебной части, представителей работодателя, председателей цикловых комиссий, заведующих отделениями и др.

15 этап. Определяется структура и форма оценочных листов, содержащих поле требований к процедуре оценивания. В пояснении необходимо привести критерии оценки соответствия требованиям ФГОС или профессиональных стандартов.

 

СТРУКТУРА КОС

Для разработки комплектов контрольно – оценочных средств в БОУ СПО ВО «Сокольский ЛПТ» используется следующая структура:

 Структура КОС по дисциплине

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 

3.  Оценка освоения учебной дисциплины  

3.1. Формы и методы оценивания 

3.2. Задания для оценки освоения учебной дисциплины  

4. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине 

5. Лист согласования

6. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (внеаудиторной  работы для студентов).

Структура КОС по профессиональному модулю

Общие сведения

1. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке

1.1  Профессиональные и общие компетенции

1.2  «Иметь практический опыт – уметь – знать»  

2.  Формы промежуточной аттестации по профессиональному модулю

3.  Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

3.1. Оценка  освоения МДК.0n.0n. НАЗВАНИЕ МДК.
3.1.1 Формы и методы контроля

3.1.2 Типовые задания для оценки освоения МДК.0n.0n. в текущем контроле.

3.1.3 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по МДК.0n.0n.

……..

3.n. Оценка  освоения МДК.0n.0m. НАЗВАНИЕ МДК.
    3.n.1 Формы и методы контроля

3.n.2 Типовые задания для оценки освоения МДК.0n.0m. в текущем контроле.

          3.n.3 Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по МДК.0n.0m.

4. Оценка по учебной и/или  производственной практике

4.1. Общие положения

4.2. Виды работ и контрольно оценочные материалы учебной практики по  профессиональному модулю

4.3. Виды работ и контрольно оценочные материалы производственной  практики по  профессиональному модулю

4.4. Форма аттестационного листа практики

5. Контрольно-оценочные материалы для экзамена (квалификационного)

5.1. Общие положения

5.2 Материалы к экзамену

5.3 Критерии оценивания

5.4 Оценочные ведомости

6. Лист согласования.

7. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с ФГОС СПО фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП СПО.

При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.

 

Литература:

1. ФГОС СПО

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб.пособие. М., 2009.

3. Михайлова Н.С., Минин Н.Г., Муратова Е.А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб.пособие. Томск, 2008.