бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области

"СОКОЛЬСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКЙ ТЕХНИКУМ"

Ведущие работодатели

Версия для слабовидящих

Программа патриотического воспитания 

 БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ» 

на 2014-2017гг.

 

П А С П О Р Т

программа патриотического воспитания

 в БОУ СПО ВО «Сокольский ЛПТ»

на 2014 - 2017 годы 

Наименование Программы

Программа патриотического воспитания
в БОУ СПО ВО «Сокольский ЛПТ»

Дата принятия решения о разработке Программы

Решение педагогического совета от 30 августа 2014 г.

Заказчик (координатор) Программы

методический совет

Исполнители Программы

Заместитель директора по ВР, структурные подразделения техникума

Цель Программы

 

Задачи Программы

1. Повышение качества патриотического воспитания в техникуме.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Сроки реализации

2014 - 2017гг.

Основные индикаторы Программы

Качественные индикаторы Программы:

 

Индикатор №1: Диагностика нравственной самооценки

 

Индикатор  №2: Диагностика этики поведения.

 

Индикатор №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Индикатор  №4: Диагностика нравственной мотивации

 

Источники финансирования Программы

  • Бюджетные средства, выделяемые на ведение культурно-массовой деятельности техникума.
  • Внебюджетные средства техникума.
  • Гранты.
  • Спонсорские средства.

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

  •  развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у студентов высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России, родного города и области;
  •  воспитание у студентов любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  •  формирование ответственного понимания студентами своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • ·создание благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности 

 

Программа патриотического воспитания студентов разработана в соответствии с Государственной  программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2015 годы” (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)

Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания студентов на период с 2014 г. по 2017 г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.

Цель программы — возрождение патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

 Для достижения цели программы требуется решение следующих основных задач:

  • воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;
  • формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству, воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;
  • воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

1. Основные понятия

Патриотизм — это система духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, в осознании своего нравственного долга перед ним и готовности к защите его интересов, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, хранить его историю и культуру, в уважении к другим народам.

Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества, стремление участвовать в деятельности, направленной на процветание Родины, сохранение национально-культурных традиций.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества, которая характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью, проявлением чувства любви к Родине, родному краю, языку, традициям и обычаям своего народа, к родным и близким, толерантным отношениям к другим народам и культурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства. 

2. Основные проблемы патриотического воспитания

          События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. 

3. Основные направления реализации программы

3.1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания.

Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений , подрывающих физическое и духовное здоровье нации;
  • использование возможностей религиозных конфессий, исповедующих развитие в обществе нравственных идеалов, рассматривающих служение Родине как высший служебный долг и предназначение человека.

 

  Культурно - историческое направление, предполагающее

  • воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию в целом и Вологодскую область в частности;
  • формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
  • вовлечение студентов в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
  • воспитание любви к малой Родине - Вологодскую области, родному городу, гордости за их историю и достижения настоящего времени;
  • формирование бережного отношения к природе своей страны и Вологодской области;

Гражданско-правовое направление, ориентированное на: 

  • изучение государственной системы Российской Федерации, знание ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, символики и атрибутики Вологодской области и города Сокол;
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;
  • воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но общественные и государственные интересы;
  • развитие правового обучения и воспитания обучающихся  изучение правовой системы Российской Федерации и Вологодской области; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • усвоение студентами своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей; формирование уважения прав и свободы личности, человеческого достоинства; изучение Декларации о правах человека;
  • развитие демократической культуры в деятельности молодежных организаций, создание условий для участи обучающихся в общественно-политической жизни;
  • развитие реально действующего студенческого самоуправления.

Военно-патриотическое направление, включающее в себе — изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны, Вологодской области, города Сокол  в годы Великой Отечественно войны;

-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

-формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;

-воспитание уважения к офицерскому корпусу России. 

3.2.  Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания.

Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:

  • разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;
  • обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания; формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки техникума;
  • проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания студентов.

3.3.  Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной
службе.

Военно-профессиональная ориентация обучающихся и их подготовка к военной службе осуществляется по следующим направлениям:

  • встречи обучающихся с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями
    службы и быта военнослужащих;
  • получение начальных знаний по основам военной службы;
  • формирование у обучающихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;
  • практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности (учебно-полевые сборы на базе воинских частей Вологодского района, военно-спортивные игры, спартакиады, секции по военно-прикладным видам спорта).

4. Ожидаемые результаты

В результате осуществления мероприятий Программы в течение 2014-2017 годов ожидается формирование у обучающихся важнейших духовных и нравственных качеств:

  • любви к Родине, родному краю;
  • уважения к национальным традициям и обычаям, чувства гражданского долга;
  • веротерпимости;
  • гордости за свое Отечество, за его историю и достижения;
  • уважения Конституции России, правовым основам
  • готовности к  защите Отечества;
  • способности проявлять эти качества в созидательном процессе в интересах общества 

 

5. Мероприятие по реализации программы

 Развитие содержания и форм патриотического  воспитания

 

п/п

Наименование мероприятий

Сроки

реализации

Исполнители 

Духовно-нравственное направление

1

При проведении занятий по дисциплинам гуманитарного цикла уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию обучающихся

 В течение года

ПЦК, преподаватели

2

Организация и проведение мероприятий, посвященных «красным датам календаря»

В соответствии с годовым планом работы

Зам. директора по ВР

3

Продолжить работу лектория по темам:

 - духовно-нравственного воспитания личности:

 - здорового образа жизни

В течение года

Зам. Директора

по ВР

4

Организация и проведения декад по формированию здорового образа жизни

По плану

Рук. физвоспитания

5

Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремленность, предприимчивость

По плану соц.педагога

Социальный педагог

6

Продолжить работу по формированию у обучающихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (совместные родительские собрания, концерты для родителей, тематические вечера, классные часы)

В течение года по плану кл.руководителя

 

Кл.руководиели, Социальный педагог

 

Культурно-историческое направление

2

Продолжить проведение культурно-краеведческих встреч в рамках гостиной «Вдохновение»

По плану информационно-просветительского центра

Зав библиотекой

 

3

Знакомство с особенностями  национальных культур

В соответствии с общим планом

педагог-организатор

 

4

Проведение музыкальных вечеров, праздников народной музыки.

 в соответствии с общим планом

педагог-организатор

 

6

Проведение традиционных мероприятий, связанных с историческими датами России

в соответствии с общим планом

педагог-организатор

 

9

Провести конкурс презентаций среди  студентов о героях и полководцах Великой Отечественной войны

в соответствии с планом работы Совета музея

Совет музея, ПЦК ф.м.ин.

 

10

Работа клуба «Призывник»

По отдельному плану

Руководитель ОБЖ

 

11

Проведение научных  конференций и чтений

в соответствии с планом ПЦК социально-гуманитарного цикла

ПЦК,

 

12

Проведение и участие в городских, региональных и всероссийских конкурсах

прошлым страны

 

ПЦК

 

13

Организация шефства над воинскими памятниками

 

Совет музея, совет ветеранов техникума

 

14

Проведение  экологических недель и конкурсов

 

Педагог-организатор, преподаватели биологии, экологии

 

 Гражданско-правовое направление

1

Уделить внимание изучению основ государственной системы Российской Федерации, Конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России; Устава, символики и атрибутики Вологодской области

2014-2015 гг.

ПЦК социально-гуманитарного цикла

2

Уделить особое внимание изучению Декларации о правах человека

2014-2015гг.

Зам.директора по ВР Кл.руководители

3

Принять активное участие в работе молодежного объединения города и учебного заведения

2014-2015 гг.

Зам.директора по ВР

4

Создать условия для организации ученического самоуправления техникума

 

2014-2015 гг.

Зам.директора по ВР

6

Организация посещения музея

техникума  студентами  

В течение года

Совет музея

7

Круглый стол , посвященный 70- летию Победы

октябрь

Совет музея

8

Конкурс сочинений в группах 1 курса «Война в судьбе моей семьи »

сентябрь

ПЦК языка и литературы

9

Участие в  региональных конференции  по патриотическому воспитанию

ноябрь

ПЦК социально-гуманитарного цикла

10

«Толерантность»  классный час 

ноябрь

Кл.руководители

12

«Знаешь ли ты Конституцию»

декабрь

ПЦК социально-гуманитарного цикла

13

Тематические классные часы:

«История  российской

государственности»

«Овеянны славою флаг наш и герб»

«Законы моей страны»

«Мы знаем, мы помним!» (К 69-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945)

«День Рождения Родины моей»

 

В течение года

Зам. По ВР

14

Участие в проекте  «Календарь Победы»

В течение года

Зам. По ВР

Совет музея техникума

15

Акция «Георгиевская лента»

май

МОО «Контраст»

16

Встреча поколений

«Я помню, значит, я живу»

Апрель-май

Совет музея

17

Книжные выставки

 «Война в судьбе моей семьи», «По следам великого 

 мужества», 

 «Поэты фронтовой поры»

В течение года

информ-просв.центр

18

Участие в районных  военно-спортивных соревнованиях «Призывник года»

октябрь

Рук. ОБЖ

19

Участие в областных военно-спортивных сборах «Осень-2013»

      ноябрь

Рук. ОБЖ

20

Участие  в областной патриотической акции «Подарок солдату»

      февраль

Студсовет

21

Виртуальные экскурсии в музей техникума:

«Летопись истории техникума»;

«Разные судьбы» (выпускники техникума);

«Директор, педагог, человек» (о Л.С.Новожилове – бывшем директоре техникума)

«Оборванное детство» (о детях войны).           

В течение года

Совет музея

22

Акция «Добрые сердца»

 

Педагог организатор МОО «Контраст»

23

Фотовыставка «Фото на память»

май

Педагог организатор МОО «Контраст»

 

24

 Конкурс чтецов

 «Юность, опаленная войной»

Апрель-май

ПЦК языка и литературы, информ-просв.центр

25

 Конкурс сочинений «Герой в моей семье»

Апрель -май

ПЦК языка и литературы

26

Мероприятия, посвященные Дню защитника Родины

февраль

Педагог организатор МОО «Контраст»

27

Фестиваль патриотической песни

февраль

Педагог организатор МОО «Контраст»

28

Экскурсии по историческим местам области

 (с.Архангельское ,Ферапонтово и т.д.)

В течение года

Руководитель литературной огостиной «Вдохновение»

 

Военно-патриотическое направление

Работа в музее техникума

1

Учёт и контроль экспонатов. Проведение обновления экспозиции. Освещение истории техникума через организацию экскурсий, публикации в газете «Сокольская правда» и других информационных ресурсов.

 

Руководитель музея, Совет музея 

2

 Продолжение работы по составлению списка экспонатов музея и их описанию

( запасной фонд)

октябрь 2013г.

Руководитель музея, Совт музея

3

Проведение обновления экспозиции:

- Продолжение работы над проектом «Разные судьбы»: оформление материалов, собранных в 2012-2013 уч.г; сбор материалов о выпускниках техникума – родственниках студентов 1 курса .

в течение года

Руководитель музея,

4

Разработка экспозиционного плана и размещение вновь собранных музейных экспонатов по темам:

- «Они возглавляли техникум» (о бывшем директоре техникума Соловьёве К.П.);

- «Техникум сегодня: о наиболее интересных и важных событиях в жизни учебного заведения (в т.ч. о работе ресурсного центра и отделений НПО)

в течение года

Руководитель музея,

5

Работа по обновлению содержания экскурсии.

в течение года

Руководитель музея,

6

Проведение экскурсий для групп 1 курса по теме «Прошлое и настоящее техникума».

1 семестр

Совт музея

7

Дальнейшая разработка и проведение экскурсий по темам:

- «Разные судьбы»;

- «Если тебе комсомолец имя…»;

- «Оборванное детство»;

- «Они возглавляли техникум».

(по заявкам групп)

В течение года

Руководитель музея, Совт музея

8

Научно-исследовательская работа по темам:

- «Техникум – моя судьба»;

- « Разные судьбы»;

- «История техникума в газетных публикациях»;

- «История комсомольской организации техникума»

в течение года

ПЦК социально-гуманитарного цикла

9

Участие в подготовке и проведении празднования Дня Победы. Встреча с ветеранами техникума – тружениками тыла.

День музеев. «Творим историю вместе» - встреча студентов – активистов музея и преподавателей – выпускников техникума

май 2014г.

Совет музея

10

Организация публикаций о техникуме в СМИ и на сайте техникума.

течение года

Руководитель МОО  «Контраст»

11

Подготовка информационных материалов для профориентационной работы. Участие в экскурсиях по техникуму для абитуриентов.

 

Издательский центр

12

Подготовка информационных материалов для профориентационной работы.

в течение года

Руководитель  по профоринтационной работе

13

Проведение экскурсий в музее для абитуриентов (по заявкам школ и отделения НПО)

в течение года

Совет музея

14

Подготовка выставочных материалов и оформление выставок ко Дню пожилого человека и ко Дню Победы

1 октября

9 мая

Совет музея

15

Проведение экскурсий, приуроченных к встречам выпускников (по заявкам организаторов встреч).

в течение года

Совет музея

16

Проведение экскурсий на тему «Техникум – центр профессиональной подготовки высоко-

квалифицированных кадров» для гостей, участников конференций (по заявкам)

в течение года

Совет музея

17

Участие в подготовке и проведении встречи  разных поколений в честь 70-летия Победы (в музее техникума)

октябрь

Совет музея

18

Участие в круглом столе, посвящённом 70-летию Победы (по приглашению редакции газеты «Сокольская правда») : презентация материалов по истории комсомольской организации техникума.

октябрь

Совет ветеранов , МОО «Контраст»

19

Участие в областных и межрегиональных конкурсах , научно-практических конференциях, проводимых Департаментом образования ВО, Вологодским региональным отделением общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего», Вологодским филиалом Академии МУБиНТ и др.

в течение года

ПЦК социально-гуманитарного цикла

 

20

Проведение «Уроков мужества» в Дни воинской славы России с участием ветеранов Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов

2012-2015 гг.

Зам. По ВР

21

Организация книжных выставок «Военная история России»

2014-2015гг.

Зав.библиотекой

22

Проведение военно- спортивных праздников «Допризывник»

2014-2015гг.

Рук. ОБЖ, рук. физвоспитанияя

23

Организация и проведение вечера патриотической песни

2014-2015 гг.

Педагог организатор

24

Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»

2014-2015 гг.

Зав.библиотекой

25

Торжественное проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню защитника Отечества

2014-2015 гг.

Зам. По ВР

МОО «КОНТРАСТ»

 

Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнители

1

Разрабатывать программу патриотического воспитания техникума

2013-2015 г.

Зам.по ВР

2

Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания (анкетирование обучающихся)

2013-2015 гг.

Социальный педагог

3

Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания

2013-2015 гг.

Зав.метод.службой

4

Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки  техникума

2013-2015 гг.

Зав.библиотекой

5

Проведение «круглого стола» с привлечением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания обучающихся

2013-2015 гг.

Совет ветеранов техникума

 

Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнители

1

Организация встреч учащихся-призывников с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий

2013-2015 гг.

Военкомат

Рук. ОБЖ

2

Проведение сборов призывников на базе воинских частей Вологодского района

2013-2015гг.

Рук. ОБЖ, рук. физвоспитанияя

3

Участие в областных  Днях призывника

2013-2015гг.

Рук. ОБЖ,

4

Организация и проведение военно-спортивных игр и соревнований «К защите Родины готов!»

2013-2015 гг.

Рук. ОБЖ, рук. физвоспитания

5

Систематическое проведение учений по ГО и ЧС

2013-2015 гг.

Рук. ОБЖ

6

Проведение информационных  собраний для родителей и призывников совместно с представителями военкомата

 2 раза в год

Военкомат

Рук. ОБЖ

 

7

Совместная работа  с призывниками

В течение года

Военкомат

Рук. ОБЖ

8

Проведение военно- полевых сборов с привлечение представителей военкомата и воинских частей области

1 раз в год

Рук. ОБЖ