бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Вологодской области

"СОКОЛЬСКИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Ведущие работодатели

Версия для слабовидящих

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА 2019 -2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Образовательная программа дополнительного образования является нормативно-управленческим документом БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ», характеризует специфику содержания дополнительного образования.

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительном образовании», Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года», на основании лицензии регистрационный номер № 9376, выданной Департаментом образования Вологодской области от  10 октября 2017 года.

 

Пояснительная записка

  1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования.

Дополнительное образование подрастающего поколения – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование рассматривается как "особо ценный тип образования", как "зона ближайшего развития образования в России".

Ценность дополнительного образования обучающихся состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование  создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.  Дополнительное образование обучающихся способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля студентов, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у молодых людей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Система дополнительного образования студентов  в БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ» располагает социально-педагогическими возможностями по развитию способностей обучающихся в области художественно-эстетической, патриотической, физкультурно-спортивной деятельности. Дополнительное образование обучающихся направлено на формирование и развитие творческих способностей студентов, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование обучающихся обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку студентов, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование способствует созданию активной жизненной среды, в которой развивается молодой человек, формируется союз единомышленников - преподавателей, студентов и их родителей. В дополнительном образовании возможно максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям обучающихся, и это позволяет им самоутверждаться и самореализовываться.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования учащихся в техникуме строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Информационная функция – передача педагогом человеку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить).

Социализирующая функция направлена на создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учётом её возможностей, развитие сущности сил ребёнка, формирование в нём человека, способного к социальному творчеству; обеспечение условий для самовыражения и самоопределения; оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности при вхождении в мир.

Воспитывающая функция — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в техникуме культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание молодого поколения через их приобщение к культуре; содержание и методика работы молодежного творческого объединения оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание у молодежи ответственности, коллективизма, патриотизма.

Релаксационная функция — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка.

Обучающая функция — обучение по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний.

Развивающая функция - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития студентов (реализация интересов, приобретение умений и навыков). Молодой человек, не имея возможности проявить себя в семейной и в обучающей среде, может проявить себя в дополнительном образовании и в плане развития, и в плане самоутверждения, самоопределения и в плане самоактуализации.

Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:

  1. Свободный выбор видов и сфер деятельности. 
  1. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающегося. 
  1. Возможность свободного самоопределения и самореализации студента. 
  1. Единство обучения, воспитания, развития. 
  1. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.

 

  1. Предназначение техникума

Техникум сегодня это динамично развивающаяся система с отлаженным механизмом кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения, в образовательном пространстве в которой комфортно чувствуют себя обучающиеся всех категорий.

Стратегия развития школы основывается на том, что школа существует для всех (доступность) и каждого (личностно-ориентированный подход).

Поэтому миссию техникума мы видим в том, чтобы создать условия для  успешной социализации студентов для самоопределения, самореализации и саморазвития, достижения каждым студентом уровня образованности, соответствующем требованиям стандартов 3 поколения, обеспечивающим дальнейшее развитие личности по индивидуальному образовательному маршруту, возможность продолжения образования в системе высшего профессионального образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.

Для нас ценно:

  1. Выполнение образовательного государственного заказа 
  1. Положительная динамика образовательных результатов 
  1. Комфортность обучения и работы всего коллектива техникума 
  1. Удовлетворённость образовательными   услугами   обучающихся  и родителями  
  1. Рост статуса профессионального учреждения в городе 

Средства реализации предназначения техникума 

  1. Усвоение обучающимися профессионального содержания образовательных областей.
  2. Предоставление спектра дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг согласно лицензии.

 Общая характеристика образовательного учреждения

Сокольский лесопромышленный политехнический техникум, образованный в 1930 году как целлюлозно-бумажный, традиционно готовит квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий лесного комплекса, строительной отрасли, сферы обслуживания Вологодской области. Среднегодовой контингент студентов – 750 человек. Обучение осуществляется по следующим специальностям:

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) 

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство

35.02.03 Технология деревообработки

35.02.04 Технология комплексной переработки древесины

профессиям:

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ

43.01.09 Повар, кондитер

Харовский филиал:

23.01.03 Автомеханик

35.01.01 Мастер по лесному хозяйству

Имеется заочное отделение.

Профессиональная подготовка по 37 образовательным программам осуществляется на базе учебного центра, открытого по решению Департамента образования Вологодской области в 2011 году.

Здание техникума находится в центре города. Таким образом, социальная сфера в целом благоприятная для развития техникума.

Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в техникуме имеется 77 учебные комнаты, в том числе кабинеты-лаборатории химии, физики, биологии, географии; столярные и слесарные мастерские; 9 компьютерных класса с выходом в Интернет; библиотека; актовый зал c аппаратурой на 180 мест; столовая на 150 мест; кабинет социального педагога; медицинский кабинет, изолятор, спортивный зал, стадион, тренажерный зал.

При поступлении в техникум, с родителями и обучающимися проводится беседа, знакомство с Уставом техникума, лицензией и другими локальными актами. 

  • Взаимодействие с учреждениями города 

БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ» сотрудничает со всеми учреждениями культуры, спорта, молодежной политики и туризма Сокольского муниципального района, ЦСПСиД.

В течение учебного года идет постоянное взаимодействие с ГИБДД, Пенсионным фондом, налоговой инспекцией, Прокуратурой, КДН, отделом опеки и попечительства, «Сокольской ЦРБ», МЧС, Центром занятости населения, Сокольским районным судом, а также ведущими предприятиями города и района. Работники этих организаций проводят лекции и беседы со студентами и родителями, инициируют акции, в которых принимают участие все студенты.

 Качественный анализ обучающихся на 2019-2020 уч.год 

1.Общее количество студентов: 774, из них 684 – на очном отделении.

2.Студенты, проживающие в общежитии: 154

3.Студенты, из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из указанных категорий: 61

4.Студенты – инвалиды: 11

5.Студенты, проживающие с одним родителем: 214

6.Студенты из многодетной семьи: 123

  1. Малообеспеченные семьи: 195

8.Студенты, проживающие в зарегистрированном браке: 16

  1. Студенты, имеющие детей: 7
  2. Студенты, состоящие на учете в КДН и ПДН: 16
  3. Студенты «группы риска»: 111

 Организация дополнительного образования 

 

2019 – 2020

учебный год

Всего клубов, объединений и секций

9

В них учащихся

170 чел. (25%)

Из них спортивных

 

5

В них учащихся

58

чел.

 

  1. Нормативно-правовая основа учебного плана по дополнительному образованию. 

На основании лицензии регистрационный номер № 9376, выданной Департаментом образования Вологодской области от  10 октября 2017 года имеет право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам.

Учебный план дополнительного образования составляется с учетом предельно допустимых нагрузок, определяемых в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.

 

  1. Цель и задачи дополнительного образования. 

Цель: обеспечение доступности дополнительного образования; создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей; обеспечение современного качества и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности.

Задачи: 

  • создать условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов молодежи, укрепления их здоровья; 
  • научить студентов рационально использовать свободное время и организовывать свой досуг; 
  • обеспечить социальную защиту, поддержку, реабилитацию и адаптацию студентов к жизни в обществе; 

- формировать общую культуру студентов; 

- воспитывать у молодежи гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к отчему краю, Родине, природе, семье, к родной школе.

 

  1. Режим работы 

Занятия учащихся в объединениях дополнительного образования проводятся по будням. Прием  в объединения осуществляется по желанию обучающихся.

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ,

КРУЖКОВ, ОБЪЕДИНЕНИЙ НА 2019 – 2020 учебный год

 

Название секции

Руководитель

Место

проведения

Время работы

Секция по баскетболу

Смирнов Р.С. 

Спортивный зал

(ул. Советская 86)

Вторник – 19.00-20.30

Секция по баскетболу

(девушки)

Проничева Е.Н.

Спортивный зал

(ул. Советская 86)

Вторник – 15.30-17.00

Секция по волейболу

Власов В.В. 

Спортивный зал

(ул. Советская 86) 

Понедельник –

16.00-17.30

Среда – 17.00-18.30

Секция по волейболу (девушки)

Борисова О.А.

Спортивный зал

(ул. Советская 86) 

Понедельник –

 14.30-16.00 

Секция по волейболу

Лукин С.С.

Спортивный зал

(ул. Советская 86)

 

Четверг – 17.00-18.30

 

Молодежное объединение «Контраст»

Кокичева Т.Н.

Лабораторный корпус

(Кирова, 19)

Понедельник – пятница

9.00 – 16.00

Военно-патриотический клуб «Патриот» (юнармейский отряд)

Вершинин О.И.

Лабораторный корпус

(Кирова, 19)

Понедельник, пятница

15.00 – 17.00

Историко-патриотический клуб «Память»

Крупнова М.В.

Музей техникума

(Кирова, 19)

Понедельник, пятница

15.00 – 17.00

Клуб «Истоки»

Крупнова М.В.

Лабораторный корпус

(Кирова, 19)

Второй понедельник месяца 13.40

 

  1. Формы организации детских объединений кружки, клуб, секции.

Занятия в кружках и секциях дополнительного образования могут проводиться в форме лекций, практических работ, семинаров, конференций, игр, соревнований, экскурсий, походов, прогулок, индивидуальных консультаций или бесед. 

  1. Формы контроля универсальных умений и навыков, формируемых на занятиях блока дополнительного образования:

- изучение и утверждение дополнительных образовательных программ, тематического планирования;

- посещение и анализ занятий;

 - посещение массовых мероприятий, творческих отчётов;

- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

 

  1. Ожидаемые результаты: 

- создание в техникуме единой системы   дополнительного образования, которая  будет способствовать свободному развитию личности каждого студента;

- расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования молодежи для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам;

– увеличение числа обучающихся, достигающих высоких результатов в определенных видах деятельности;

– целенаправленная организация свободного времени большинства студентов техникума;

- снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;

– внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания;

- активное участие объединений в районных, городских, областных спортивных, творческих и научно-исследовательских конкурсах.

 

  1. Управление реализацией образовательной программы дополнительного образования. 

Для обеспечения всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволит вносить последовательные изменения в ходе реализации программы развития, являются: 

  • состояние психического и физического здоровья обучающихся и здоровьесберегающий потенциал техникума; 
  • воспитанность обучающихся; 
  • наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров; 
  • уменьшение правонарушений; 
  • снижение заболеваемости;
  • охват контингента кружковой, клубной, секционной работой в соответствии с их выбором; 
  • наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями: компьютерного класса, актового и спортивного залов, учебных кабинетов; 
  • организация деятельности с родительской общественностью.