ПРОГРАММА
"Адаптация первокурсников к системе среднего профессионального образования в БПОУ ВО "Сокольский ЛПТ"
I. Обоснование программы
Целью педагогического процесса в БПОУ ВО «Сокольский лесопромышленный политехнический техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цели и задачи программы
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка студентов к новым условиям обучения;
- Формирование позитивных учебных мотивов;
- Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
- Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации |
Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) |
· Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме; |
II этап (ноябрь, декабрь) |
· Выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения; |
III этап (январь, июнь) |
· Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. |
IV. Модель адаптации студентов нового набора
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
- Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:
- Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи |
Механизм решения задач |
Ответственные |
1. Психологическая адаптация (мое Я) |
||
1. Помочь студентам раскрыть своеобразие своей личности. |
1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. |
· Социальные педагоги |
2. Социальная адаптация |
||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора. |
1. Ознакомление студентов с молодежной политикой . |
· Заместитель директора по ВР и СВ |
3. Педагогическая адаптация |
||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. |
1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. |
· Администрация |
4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия) |
||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. |
1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность». |
· Заместитель директора по УР, ВР и СВ |
V. План мероприятий на период адаптации
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. |
||
1. Изучение личных дел студентов. |
сентябрь |
Социальный педагог |
II. Организация учебного процесса. |
||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: |
В течение года |
Зав. отделениями |
III. Организация воспитательной деятельности. |
|
|
1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий. |
Сентябрь |
Руководитель физического воспитания |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. |
||
|
В течение года |
Студенческий совет |
V. Организация информационного обеспечения студентов нового набора и классных руководителей. |
||
|
В течение года |
Студенческий совет |
VI. Взаимодействие с родителями. |
||
1. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские). |
В течение года |
Классные руководители |
VII. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии и в частном секторе. |
||
1. Вселение в общежитие. |
Сентябрь-октябрь |
Классные руководители |
VIII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей. |
||
|
В течение года |
Социальный педагог |
IX. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в БПОУ ВО «Сокольский ЛПТ» |
||
|
В течение года |
Администрация |
Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.